Новости сайта [4] |
Образовательные стандарты
Нормативные документы, приказы, положения по введению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения
Государственные стандарты информация на сайте МО РФ
С 1 сентября 2011 года ФГОС вводится во всех первых классах общеобразовательных учреждений России.
ФГОС – принципиально новый для российской школы документ, который определяет требования к системе образования, а не к личности ученика. Определены три вида требований:
- к результатам освоения основной образовательной программы,
- к структуре основной образовательной программы,
- к условиям реализации основной образовательной программы.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к окончанию начальной школы. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Одной из отличительных особенностей нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Новый Стандарт предполагает наличие в образовательной организации основной образовательной программы (ООП) на каждой ступени образования как программы действий, задающей путь движения начальной школы от постановки цели к результату. Данная программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ; ответственность за принятие ООП и за качество ее реализации несет непосредственно образовательная организация.
При разработке ООП акцент делается не на содержании образования (в новом стандарте отсутствует такое понятие, как «минимум содержания» образования), а на его результатах. Результаты обучения направлены на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе). В ФГОС появляется понятие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ как основа умения учиться, которые должны быть сформированы в основном к окончанию начальной школы.
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для их формирования предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы как части ООП задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Стандарт, ориентированный на личностное развитие ребенка, предполагает:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Новым механизмом достижения личностного развития каждого ребенка в условиях введения ФГОС является организация внеурочной деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся, организацию досуговой деятельности детей.
На какие результаты ориентированы ФГОС?
В соответствии с целями основной образовательной программы результаты образования школьников, обучающихся по любому УМК, к окончанию начальной ступени могут быть представлены через:
- предметные результаты,
- метапредметные результаты (УУД или ключевые компетентности),
- личностные результаты (социальный опыт).
Достижение любого результата происходит в урочной и внеурочной деятельности. Особое значение уделяется новому подходу в организации урока, так как теперь ведущим принципом, определенным для достижения планируемых результатов, является принцип развивающего образования. В учебном процессе реализуется деятельностный подход.
Такое представление результатов требует нового подхода к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку; оценку индивидуального прогресса учащихся; разделение по содержанию, функциям и способам проведения формативного (текущего) и суммарного (итогового) оценивания; расширение форм и способов оценочных процедур; изменение в содержании контрольно-измерительных материалов, в способах и формах предъявления образовательных (учебных и внеучебных) достижений младших школьников, включая использование электронных форм оценки.
Информационно-образовательная среда начальной школы должна поддерживать в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и хранение материалов, используемых в образовательном процессе, в том числе и работ обучающихся и педагогов, различных информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения ООП; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе, дистанционное, посредством сети Интернет; управление образовательной деятельностью внутри образовательного учреждения; взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного образования в школе, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Изучение искусства предполагает наравне с традиционными методами и приемами обучения применение цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов предполагается широкое использование различных источников информации, в том числе Интернет.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.
Интегрированный подход к обучению по ФГОС предполагает активное использование знаний, полученных при изучении различных предметов. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Целесообразно привести конкретные примеры из ООП.
Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Также информацию о ФГОС можо найти на сайте Института стратегических исследований в образовании РАО и на сайте Министерства Образования РФ